Главная » 2009 » Октябрь » 13 » Жемчужина Альп
19:00 Жемчужина Альп | |
Саас-Фе называют Pearl of the Alps - «Жемчужина Альп». Горноложные курорты Щвейцарии мощные горные цепи, как створки раковины, прикрывают от ветров просторную поляну с тремя сотнями шале у подножия Dom (4545) -самой высокой вершины на территории Швейцарии - 1800 метров над уровнем моря. Мохнатые ели и лиственницы взбираются на кручи, а сверху ползет им навстречу голубая пена ледников, летом сочащихся десятками ручьев, речушек, водопадов. В конце февраля все вокруг белым-бело, все скрыто под двухметровым слоем снега. В домах топят камины и печи, сладковатый дымок из труб стоит вертикально в морозном воздухе. Оглушительная тишина альпийского утра. Покой еще не начатого дня. Но вот где-то прокричал петух. Хлопнула дверь. Скрип шагов под окном - это сосед, отец большого семейства, вернулся из магазина с тремя длинными багетами под мышкой. Хозяйка сувенирной лавки напротив выкатила на улицу «вертушку» с открытками. Сноубордист с «доской» наперевес протиснулся между сугробами и, как на работу, бодро зашагал к ближайшей канатке... Уютное слово village характеризует Саас-Фе ничуть не меньше, чем броское pearl. Эта «деревня» не относится к числу больших горноложных курортов Щвейцарии, похваляющихся невероятной длиной горнолыжных трасс, мощностью подъемников или масштабами жилого фонда, способного принять десятки тысяч гостей. По своим «техническим» параметрам Саас-Фе - средних размеров курорт: все здесь гармонично, все имеет реальное человеческое измерение. Это ли не условие спокойного, комфортного отдыха? Двадцать два подъемника обслуживают 100 километров трасс над Саас-Фе. Еще 50 км маркированных спусков расположены в соседних Саас-Грунде (1559) и Саас-Алмагеле (1672), куда за полчаса можно добраться на лыжном автобусе, бесплатном для обладателей skipass на весь регион. А вот по самой альпийской деревне автобус не ходит. Автомобильное движение здесь запрещено, все машины спрятаны на въезде, в огромном подземном паркинге. Роль ski-bus выполняют несколько вместительных электрокаров. Горноложные курорты Щвейцарии в этой части Европы, рассчитаны на семь с половиной тысяч гостей. Таким образом на 1000 гостей приходится 1700 хозяев, которые, в свою очередь, приходятся друг другу близкими или дальними родственниками. Все эти Бу-манны, Имсенги, Цурбриггены - большие патриоты своей «малой родины». О ее истории рассказывают экспонаты музея, не ограниченного стенами старого шале: сразу за ним целый квартал бережно сохраняемых построек XVII-XVIII веков. Сотни лет предки нынешних хотельеров и рестораторов пасли скот и искали в Альпах золото. Условия жизни в отдаленной высокогорной деревне были трудны; в середине XIX века ее население составляло всего 230 человек. Позже одному из них на центральной площади Саас-Фе благодарные односельчане воздвигли памятник. С именем местного священника Йоханна Имсенга (1806-1869) связано начало эпохи туризма, существенно изменившего жизнь его прихожан. Он первым стал принимать у себя гостей из других мест, в качестве проводника водить их по окрестным горам. Он же, кстати, считается и первым швейцарским лыжником. В 1849 году отец Йоханн, обладавший, по-видимому, неплохими физическими данными и отчаянной смелостью, совершил явно богоугодный поступок - на самодельных деревянных «досках» спустился из Саас-Фе в долину, в Саас-Грунд, проложив тем самым лыжню для многих славных начинаний. Первый отель в Саас-Фе был открыт в 1880 году. Первый, бутельный, подъемник установили довольно поздно - в 1948-м, но дальше строительство канаток пошло быстро. 1954 - фуникулер на Spielboden (2450), через пять лет - еще выше, на Langfluh (2870); 1963 - гондольный подъемник на Plattjen (2567), еще через пять лет - фуникулер на Felskinn (3000), вплотную к леднику, и гондолы на Hannig (2350)... А двадцать лет назад решили жители альпийской деревни, что им не обойтись без... метро. И построили его для пущего удобства катающейся и гуляющей по горам публики на высоте 3000 - 3500 метров над уровнем моря, между Felskinn и Mittelallalin. До самой вершины Allalin (4027), укрытой шапкой ледника, отсюда рукой подать, каких-то пятьсот метров по вертикали. По сей день Metro Alpin - самое высокогорное метро в мире; его конкурент, подземный фуникулер во французском Ле Дез Альп, довозит лишь до отметки 3400 м. Длина дороги почти полтора километра, время в пути 3,2 минуты; ступенчатый вагон вмещает 115 человек, общая мощность 1500 чел./час. Верхнюю станцию украшают присланные сюда в знак уважения памятные таблички - визитные карточки метрополитенов Нью-Йорка, Стокгольма, Будапешта, Москвы... Здесь же, на Mittelallalin, находятся две другие достопримечательности Саас-Фе из разряда самых-самых. Первая - рукотворный ледяной грот площадью 5500 квадратных метров, самый большой в мире, за что и внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Царство Снежной Королевы, точнее короля Бенедикта Шнидера, поскольку грот его собственность. Подсвеченные разноцветными огнями залы и галереи, скульптуры диковинных зверей, детский лабиринт, сценка спасательных работ: упавшего в трещину альпиниста пытаются вытянуть наверх. Ледяная часовня, где совершаются обряды бракосочетания - на полном серьезе, с вручением всех соответствующих документов... И все это в толще ледника, которому не одна тысяча лет. На многометровой глубине Вечность ощущается физически: подумать только, эта вода замерзла сотни лет назад, но к ней можно прикоснуться, ее можно оживить своим дыханием! Второй объект, который редкий гость Саас-Фе обойдет своим вниманием, - самый высокогорный в мире вращающийся ресторан. В его меню нет ничего от haute cuisine - обычный гуляш-суп (6 евро), свиной стейк с овощами (15 евро), бутылка Dole или Pinot Noir (12-20 евро)... Но о еде и питье забываешь не в силах оторваться от фантастической панорамы за окном. Вот медленно проплывает самая высокая горная цепь Швейцарии с красивым именем Mischabel и открывается вид на всю Валлисскую долину. Вот на смену им приходят Бернские Альпы с Jungfrau (4158), Monch (4099) и Eiger (3970) - где-то там, на Schilthorn тоже есть крутящийся ресторан, но расположен он на полкилометра ниже, чем здешний. Вот проступают в голубой дали вершины Граубюндена, а следом -уже Италия, долина реки По... Полный оборот ресторан совершает за один час, но этого времени, потерянного для катания, совсем не жалко. Чтобы исследовать все склоны над Саас-Фе, даже не очень сильному лыжнику в принципе достаточно одного дня. Дальше, определив начинающих, если таковые вас сопровождают, в горнолыжную школу, где с ними на просторном центральном выкате займутся опытные тренеры, можно гулять в свое удовольствие по понравившимся дорожкам. Спуски в верхней части региона особой сложности не представляют, но уходить в сторону от размеченных трасс не рекомендуется. Ледник, как живое существо, очень медленно, однако все же движется, в его теле образуются глубокие трещины, заметить которые сложно, а попасть в них очень легко. О необходимости соблюдать осторожность напоминает неплохая реклама страховой компании: воткнутые в снег сноуборды, похожие на надгробные памятники... Спуски с Felskinn и Langfluh в целом соответствуют своей «красной» маркировке и вполне подойдут лыжникам со средним опытом катания. Экспертам придется по вкусу крутой, к сожалению, не очень длинный «черный» участок над Spielboden, а также профессиональная спортивная (FIS-стандарт) трасса в секторе Plattjen. В свое время на этапе Кубка мира и других престижных соревнованиях здесь блистали швед Ингемар Стенмарк, итальянец Альберто Томба и, конечно, уроженец Саас-Алма-геля Пирмин Цурбригген. Те, кто не уверены в своих силах, могут обойти «черную» трассу по лесной «синей» дорожке Waldweg. Катание off-piste в этом районе возможно как между верхней станцией 6-местных гондол и Berghaus, так и в нижней, лесной части Plattjen. Хотя иногда приводит к непредвиденным расходам - внеплановый ремонт «скользячки» после наезда на острый камень, помнится, обошелся мне в $40... Любителям внетрассовых прогулок советую, заранее договорившись с гидом, встать пораньше, подняться до промежуточной станции Metro Alpin, где останавливается только самый первый поезд, и через Britannia Hutte (3030) спуститься к Саас-Алмагелю. Это путешествие с перепадом высот в полтора километра - для опытных профессионалов. В Саас-Фе бесконечно длинный горнолыжный сезон. Абсолютно все трассы закрыты лишь со второй недели мая до конца июня: подъемники в это время проходят профилактику. В июле они возобновляют работу с полвосьмого утра; кататься можно до двух дня, позже склон раскисает. К услугам всех, кто жить не может без снега, 20 километров трасс с высоты 3600 м - там крутятся два якорных бугеля. Специально для поклонников «доски» строится большой сноупарк: kickers, rails, half-pipe... Сборные разных стран проводят на леднике Allalin свои тренировочные сборы: есть редкая возможность вблизи понаблюдать, как катаются лучшие лыжники и бордеро в мире. | |
|
Всего комментариев: 0 | |