Главная » 2009 » Октябрь » 13 » Жемчужина Альп
19:00
Жемчужина Альп
Саас-Фе называют Pearl of the Alps - «Жемчужина Альп». Горноложные курорты Щвейцарии мощные горные цепи, как створки раковины, прикрывают от ветров просторную поляну с тремя сотнями шале у подножия Dom (4545) -самой высокой вершины на территории Швейцарии - 1800 метров над уровнем моря. Мохнатые ели и лист­венницы взбираются на кручи, а сверху ползет им навст­речу голубая пена ледников, летом сочащихся десятками ручьев, речушек, водопадов. В конце февраля все вокруг белым-бело, все скрыто под двухметровым слоем снега.
В домах топят камины и печи, сладковатый дымок из труб стоит вертикально в морозном воздухе. Оглушитель­ная тишина альпийского утра. Покой еще не начатого дня. Но вот где-то прокричал петух. Хлопнула дверь. Скрип шагов под окном - это сосед, отец большого се­мейства, вернулся из магазина с тремя длинными багета­ми под мышкой. Хозяйка сувенирной лавки напротив выкатила на улицу «вертушку» с открытками. Сноубордист с «доской» наперевес протиснулся между сугробами и, как на работу, бодро зашагал к ближайшей канатке...
Уютное слово village характеризует Саас-Фе ничуть не меньше, чем броское pearl. Эта «деревня» не относится к числу больших горноложных курортов Щвейцарии, похваляющихся невероятной дли­ной горнолыжных трасс, мощностью подъемников или масштабами жилого фонда, способного принять десятки тысяч гостей. По своим «техническим» параметрам Саас-Фе - средних размеров курорт: все здесь гармонично, все имеет реальное человеческое измерение. Это ли не усло­вие спокойного, комфортного отдыха?
Двадцать два подъемника обслуживают 100 километ­ров трасс над Саас-Фе. Еще 50 км маркированных спус­ков расположены в соседних Саас-Грунде (1559) и Саас-Алмагеле (1672), куда за полчаса можно добраться на лыжном автобусе, бесплатном для обладателей skipass на весь регион. А вот по самой альпийской деревне автобус не ходит. Автомобильное движение здесь запрещено, все машины спрятаны на въезде, в огромном подземном паркинге. Роль ski-bus выполняют несколько вмести­тельных электрокаров.
Горноложные курорты Щвейцарии в этой части Европы, рассчитаны на семь с половиной тысяч гостей. Таким образом на 1000 гостей приходится 1700 хозяев, которые, в свою очередь, приходятся друг другу близкими или дальними родственниками. Все эти Бу-манны, Имсенги, Цурбриггены - большие патриоты своей «малой родины». О ее истории рассказывают экс­понаты музея, не ограниченного стенами старого шале: сразу за ним целый квартал бережно сохраняемых пост­роек XVII-XVIII веков. Сотни лет предки нынешних хотельеров и рестораторов пасли скот и искали в Альпах золото. Условия жизни в отдаленной высокогорной де­ревне были трудны; в середине XIX века ее население составляло всего 230 человек. Позже одному из них на центральной площади Саас-Фе благодарные односель­чане воздвигли памятник.
С именем местного священника Йоханна Имсенга (1806-1869) связано начало эпохи туризма, существенно изменившего жизнь его прихожан. Он первым стал при­нимать у себя гостей из других мест, в качестве провод­ника водить их по окрестным горам. Он же, кстати, счи­тается и первым швейцарским лыжником. В 1849 году отец Йоханн, обладавший, по-видимому, неплохими физическими данными и отчаянной смелостью, совер­шил явно богоугодный поступок - на самодельных дере­вянных «досках» спустился из Саас-Фе в долину, в Саас-Грунд, проложив тем самым лыжню для многих славных начинаний.
Первый отель в Саас-Фе был открыт в 1880 году. Первый, бутельный, подъемник установили довольно поздно - в 1948-м, но дальше строительство канаток по­шло быстро. 1954 - фуникулер на Spielboden (2450), че­рез пять лет - еще выше, на Langfluh (2870); 1963 - гон­дольный подъемник на Plattjen (2567), еще через пять лет - фуникулер на Felskinn (3000), вплотную к леднику, и гондолы на Hannig (2350)...
А двадцать лет назад решили жители альпийской де­ревни, что им не обойтись без... метро. И построили его для пущего удобства катающейся и гуляющей по горам публики на высоте 3000 - 3500 метров над уровнем моря, между Felskinn и Mittelallalin. До самой вершины Allalin (4027), укрытой шапкой ледника, отсюда рукой подать, каких-то пятьсот метров по вертикали. По сей день Metro Alpin - самое высокогорное метро в мире; его кон­курент, подземный фуникулер во французском Ле Дез Альп, довозит лишь до отметки 3400 м. Длина дороги почти полтора километра, время в пути 3,2 минуты; сту­пенчатый вагон вмещает 115 человек, общая мощность 1500 чел./час. Верхнюю станцию украшают присланные сюда в знак уважения памятные таблички - визитные карточки метрополитенов Нью-Йорка, Стокгольма, Бу­дапешта, Москвы...
Здесь же, на Mittelallalin, находятся две другие досто­примечательности Саас-Фе из разряда самых-самых.
Первая - рукотворный ледяной грот площадью 5500 ква­дратных метров, самый большой в мире, за что и внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Царство Снежной Королевы, точнее короля Бенедикта Шнидера, поскольку грот его собственность. Подсвеченные разноцветными огнями залы и галереи, скульптуры диковинных зверей, детский лабиринт, сценка спасательных работ: упавшего в трещи­ну альпиниста пытаются вытянуть наверх. Ледяная ча­совня, где совершаются обряды бракосочетания - на пол­ном серьезе, с вручением всех соответствующих докумен­тов... И все это в толще ледника, которому не одна тыся­ча лет. На многометровой глубине Вечность ощущается физически: подумать только, эта вода замерзла сотни лет назад, но к ней можно прикоснуться, ее можно оживить своим дыханием!
Второй объект, который редкий гость Саас-Фе обой­дет своим вниманием, - самый высокогорный в мире вра­щающийся ресторан. В его меню нет ничего от haute cui­sine - обычный гуляш-суп (6 евро), свиной стейк с овоща­ми (15 евро), бутылка Dole или Pinot Noir (12-20 евро)... Но о еде и питье забываешь не в силах оторваться от фан­тастической панорамы за окном. Вот медленно проплы­вает самая высокая горная цепь Швейцарии с красивым именем Mischabel и открывается вид на всю Валлисскую долину. Вот на смену им приходят Бернские Альпы с Jungfrau (4158), Monch (4099) и Eiger (3970) - где-то там, на Schilthorn тоже есть крутящийся ресторан, но располо­жен он на полкилометра ниже, чем здешний. Вот просту­пают в голубой дали вершины Граубюндена, а следом -уже Италия, долина реки По... Полный оборот ресторан совершает за один час, но этого времени, потерянного для катания, совсем не жалко.
Чтобы исследовать все склоны над Саас-Фе, даже не очень сильному лыжнику в принципе достаточно одного дня. Дальше, определив начинающих, если таковые вас сопровождают, в горнолыжную школу, где с ними на просторном центральном выкате займутся опытные тре­неры, можно гулять в свое удовольствие по понравив­шимся дорожкам. Спуски в верхней части региона осо­бой сложности не представляют, но уходить в сторону от размеченных трасс не рекомендуется. Ледник, как живое существо, очень медленно, однако все же движется, в его теле образуются глубокие трещины, заметить которые сложно, а попасть в них очень легко. О необходимости соблюдать осторожность напоминает неплохая реклама страховой компании: воткнутые в снег сноуборды, похо­жие на надгробные памятники...
Спуски с Felskinn и Langfluh в целом соответствуют своей «красной» маркировке и вполне подойдут лыжни­кам со средним опытом катания. Экспертам придется по вкусу крутой, к сожалению, не очень длинный «черный» участок над Spielboden, а также профессиональная спор­тивная (FIS-стандарт) трасса в секторе Plattjen. В свое время на этапе Кубка мира и других престижных сорев­нованиях здесь блистали швед Ингемар Стенмарк, италь­янец Альберто Томба и, конечно, уроженец Саас-Алма-геля Пирмин Цурбригген. Те, кто не уверены в своих си­лах, могут обойти «черную» трассу по лесной «синей» до­рожке Waldweg. Катание off-piste в этом районе возможно
как между верхней станцией 6-местных гондол и Berghaus, так и в нижней, лесной части Plattjen. Хотя ино­гда приводит к непредвиденным расходам - внеплановый ремонт «скользячки» после наезда на острый камень, по­мнится, обошелся мне в $40... Любителям внетрассовых прогулок советую, заранее договорившись с гидом, встать пораньше, подняться до промежуточной станции Metro Alpin, где останавливается только самый первый поезд, и через Britannia Hutte (3030) спуститься к Саас-Алмагелю. Это путешествие с перепадом высот в полтора километра - для опытных профессионалов.
В Саас-Фе бесконечно длинный горнолыжный се­зон. Абсолютно все трассы закрыты лишь со второй не­дели мая до конца июня: подъемники в это время прохо­дят профилактику. В июле они возобновляют работу с полвосьмого утра; кататься можно до двух дня, позже склон раскисает. К услугам всех, кто жить не может без снега, 20 километров трасс с высоты 3600 м - там крутят­ся два якорных бугеля. Специально для поклонников «доски» строится большой сноупарк: kickers, rails, half-pipe... Сборные разных стран проводят на леднике Allalin свои тренировочные сборы: есть редкая возмож­ность вблизи понаблюдать, как катаются лучшие лыж­ники и бордеро в мире.
Категория: путеводитель по городам и странам | Просмотров: 459 | Добавил: i-huli | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: