Так и остался бы Portes du Soleil никому не ведомым высокогорным перевалом, каких сотни на франко-швейцарской границе, между Монбланом и Женевским озером, если бы красивое его имя - «Ворота Солнца» - не решили в конце 1960-х годов дать большому горнолыжному региону. «Каждый лыжник имеет право пойти и взглянуть, что лежит за горизонтом», - гласит Статья первая шутливого общественного Договора, принятого в Порт-дю-Солей. Идея свободного перемещения в пространстве была положена в основу создания региона. Граница между французской Верхней Савойей и швейцарским кантоном Вале, честно говоря, всегда была весьма условной. Людей, живших по разные ее стороны, связывали семейные узы и экономические интересы, общность языка, религии, традиций... И все же до Единой Европы было еще далеко, отцы-основатели Порт-дю-Солей явно забегали вперед. 1960 год. Уроженец Морзина француз Жан Вуарне выигрывает скоростной спуск на Олимпиаде в Скво-Вэлли. Вернувшись домой, он продолжает тренировки в районе плато Avoriaz и мечтает о строительстве здесь горнолыжной станции. По другую сторону хребта его швейцарские друзья Рене Коко, Жан-Морис Тромбер, Рене Аванте катаются над Шампери и Крозе; для полного счастья им не хватает лишь подъемников, которые позволили бы «заглядывать за горизонт» - спускаться во Францию. В 1963 году они создают SETVAL - совместную компанию по развитию туризма в регионе. Тогда же на Международной выставке в Лозанне был впервые представлен проект объединенного франко-швейцарского горнолыжного комплекса. В 1968 году состоялась «смычка» в секторе Chavanette, в районе знаменитой «Швейцарской Стены» (о ней мы еще поговорим), чуть позже ветки канаток с разных сторон протянулись на Mossettes (2277). В сезоне с Pointe de Nyon (2019) 1969/70 ввели международный skipass Avoriaz-Champery-Crosets, а в 1974 году, когда были построены все основные связки, - единый skipass Portes du Soleil. Сладкое слово Свобода, несбыточная мечта каждого россиянина!.. Сегодня, катаясь в Порт-дю-Солей, успеваешь за день раз десять смотаться за границу - из Франции в Швейцарию или наоборот - и вернуться назад. Второй визы никто у вас тут не спросит, но паспорт на всякий случай все же лучше иметь при себе. Очевидных точек пересечения пограничной черты, когда, поднявшись из одной страны, спускаешься в другую, имеется, по моим подсчетам, как минимум семь. Это если путешествовать по трассам. А если без трасс, таких возможностей гораздо больше. Площадь горнолыжного региона составляет 400 квадратных километров, общая протяженность маркированных спусков - 650 км. Их обслуживают 206 подъемников суммарной мощностью 242 300 чел./час. В Порт-дю-Солей входят восемь французских и шесть швейцарских курортов. Мы расскажем о тех из них, которые представляют наибольший интерес для катающейся публики. Передвигаться по всему Порт-дю-Солей не снимая лыж невозможно. Кое-где приходится совершать небольшие пешие переходы от одного склона до другого, кое-где - пользоваться услугами электропоездов petit trains, подобных тем, что ходят на ВДНХ, или бесплатных ski-bus. Эти переходы и переезды занимают, как правило, от пяти до пятнадцати минут, однако ski-safari тем самым все же прерывается. Один из крупных горнолыжных секторов Порт-дю-Солей - чисто французский. Он расположен на юго-западе региона и объединяет курорты Морзин и Ле-Же. Здесь 110 км трасс и 53 подъемника. Лежащий в просторной долине на высоте 1000 м над уровнем моря Морзин - городок не маленький. Длинная центральная улица со множеством магазинов и ресторанов поднимается от площади Eglise, от церкви Ste Marie-Madeleine, и тянется по долине несколько километров. Расстояния от одного шале до другого становятся все больше, все чаще попадаются конюшни, курятники и амбары, и внезапно ты понимаешь, что находишься уже не в городе и не на курорте, а в большой савойской деревне, бережно сохранившей весь свой колорит. Дюжина уютных отелей ***, две с лишним дюжины ** и большое количество апартаментов, от скромных студий до комфортабельных, двух-, трехкомнатных «люксов». Горнолыжникам в Морзине лучше останавливаться где-нибудь поблизости от одной из гондольных дорог, Super Morzine или Pleney, которые доставляют на противоположные склоны долины. Иначе до подъемников приходится довольно долго топать пешком или добираться на автобусах, которые ходят не слишком регулярно. Спуститься в Морзин на лыжах можно только с Pleney (1550). Это «домашняя» гора курорта, фуникулер на нее был открыт еще в 1934 году. Наверху находится шестиэтажный отель Viking ***, между прочим, с бассейном. Слева, если смотреть в долину, расположены несложные трассы для новичков и длинный «синий» лесной спуск к подножию; справа - довольно крутой восточный «лоб» для профессионалов. Внизу, на слаломном стадионе, каждый четверг - катание по вечерам при свете неоновых ламп. Для удобства и безопасности долгих дневных путешествий в Порт-дю-Солей предлагают руководствоваться «зверскими» указателями на трассах: Кролик и Медвежонок обозначают путь новичкам, Галка - спуски посложнее, Баран - склоны для хороших лыжников. Ими маркированы 12 наиболее популярных маршрутов. Начните с Nyon. Это как бы самостоятельная тренировочная горнолыжная база с собственным 35-местным фуникулером, вытягивающим снизу, из долины. Отель Chamois, рядом ресторан и бар с большой террасой, несколько бугелей, обслуживающих широкие учебные склоны. На тесную вершину Pointe de Nyon (2019), с которой открывается великолепный вид на долину Морзина, доставляет 3-кресельный подъемник с промежуточной станцией: когда после сильного снегопада верх закрывают из-за опасности схода лавин, вас просят сойти на полпути. Вниз ведет узкая трасса-серпантин, одного спуска по ней достаточно - и можно двигаться дальше, к Chamossiere (2002). Место для продвинутых катальщиков. С вершины две дороги: «красная» и «черная» - северная, прямая, крутая... и, к сожалению, неважно подготовленная. Лучше бы батраки по ней вовсе не ходили, был бы отличный могучий склон. Но они зачем-то все же ходят, причем как-то неаккуратно, оставляя на трассе канавы, рытвины и крупные куски смерзшегося снега. Скорость на спуске набирается приличная, но вместо того, чтобы получать удовольствие, приходится все время быть начеку в ожидании какого-то подвоха. Хорошо еще что народа тут немного: на Chamossiere всего одна трехкресельная канатка. Если траверсом уйти вправо, можно обнаружить широкие нетронутые целинные участки. Прогулки через лес и альпийские пастбища, в стороне от подъемников и трасс (это называется Randonnee) в Порт-дю-Солей не то что не запрещены, а, похоже, даже приветствуются; в спортивном календаре Морзина, в частности, есть несколько таких соревнований: Picaron в конце января, Montee du Crot и Arthur Richard Trophy в апреле. В районе Ranfolly (1850) снующего вверх-вниз народу предостаточно. Несколько скоростных 4- и 6-креселок обслуживают юго-западный и восточный склоны. Если бы не французская речь вокруг, можно подумать, что ты где-то в Австрии - в Заальбахе или Китцбюэле. Такие же поросшие еловым лесом невысокие холмы с мягкими, плавными очертаниями. Стекающие с них трассы скорее «синие», чем «красные», начинающие чувствуют себя на них вполне комфортно. А два коротких спуска с Rosta (1665), маркированных как «черные», явно выдают желаемое за действительное... Сам Ле-Же, симпатичный городок с двумя десятками отелей **-***, тоже чем-то похож на австрийские курорты. Расположен он немного выше Морзина, на 1170 метрах над уровнем моря; домам тесно в неширокой лощине, и они взбираются вверх по склонам. Спустившись в центр курорта, обратите внимание на необычный бугель Boule de Gomme, что стоит в окружении высоких елей по левую руку от старой гондольной и новой 6-кресель-ной канаток. Своего рода музейный экспонат, один из первых буксировочных подъемников ныне всемирно известной фирмы Pomagalski, построенный в 1936 году по частной инициативе некоего мсье Серветта. Бугель выглядит точно так же, как без малого 70 лет назад (за прошедшие десятилетия проведено всего несколько мелких технических усовершенствований), и по-прежнему исправно работает. В рабочем состоянии и экспонаты уникального Musee de la Musique Mecanique, который находится рядом с церковью: механические пианино, органы и органчики, музыкальные шкатулки, фонографы, граммофоны, уличные шарманки... Очень забавная коллекция, за вход и механическую музыку просят всего 3,3 евро. От склона до склона в Ле-Же пять минут ходьбы. Особняком возвышается над поселком гора Mont Chery (1850) с собственной интересной зоной катания. Снизу сюда забрасывает 6-местный кабинный подъемник, наверху работают несколько креселок. На солнечных южных склонах расположен слаломный стадион и freestyle-арена для бордеров и приверженцев «новой школы». С гребня, откуда начинается качественная «красная» трасса Marmottes, - отличный вид на Монблан, покоящийся в отдалении, в голубой дымке. На северной стороне, под 4-креселкой, широкий нератраченный склон, поля целины; по-настоящему «черная» трасса, крутая и узкая, проходит вдоль старой длинной парнокресельной канатки. Здесь тихо и почти безлюдно. Катаясь на Mont Chery, думаешь, что, возможно, в этом-то и состоит главная особенность Порт-дю-Солей: вселенский размах, гигантские масштабы горнолыжного комплекса органично сочетаются тут с тем спокойствием и уютом, какие встречаешь на небольших швейцарских или австрийских курортах. В Трех Долинах, в Валь д\'Изе-ре/Тине, на других французских мега-станциях трудно уединиться - тебя повсюду окружают сотни людей. В Порт-дю-Солей (над Ле-Же, Морзином, Шателем, Шапель-Абонданс, над швейцарскими Торгоном, Мор-жэном, Шампуассаном) много пустынных, заповедных уголков, где катаешься чуть ли не в одиночестве: только горы и небо, только лес, полный птичьих голосов, и журчание пробивающихся из-под снега ручьев. Дорога из Морзина занимает ровно полчаса. Сначала серебристые шестиместные кабины Super Morzine переносят через речку и поднимают на широкую горную гряду. Далее, одна за другой, две транспортные 4-креселки (под ними идеальные учебные площадки) - и вы на плато Avoriaz. 1800 м над уровнем моря. Забраться сюда можно также, воспользовавшись 65-местным фуникулером из ущелья Prodains. Высотные 8-12-этажные корпуса, внизу доверху обшитые деревянными панелями, вырастают из скал, почти сливаясь с ними. Некоторые здания стоят на краю 700-метровой пропасти, другие жмутся к отвесной каменной стенке, вздымающейся над плато с противоположной стороны. Изломанные, скошенные фасады и кровли, спускающиеся чуть ли не до земли, и повторяют, и сами формируют окружающий ландшафт. Своеобразие внешнего облика Авориаза неоднократно отмечалось престижными архитектурными наградами. Авориаз (у нас как-то прижилось «Авориаз», хотя французы «з» в конце не произносят; ну так ведь и Париж в их устах «Пари») - самый молодой и модный курорт Порт-дю-Солей. Почти 17 ООО мест для гостей. Отелей раз-два и обчелся, зато сотни 1-3-комнатных студий и апартаментов; есть еще десятка полтора стильных шале на 8-12 человек каждое, которые выкупаются с осени (в частности, нашими соотечественниками). Вообще любое жилье тут лучше бронировать заранее, наполняемость на курорте высокая. Интересно, что у многих резиденций русские имена: Chapka, Douchka, Malinka, Datcha, Sosna, Taiga... А как вам нравится коммерческий центр Baba Yaga?.. Откуда все это, никто мне толком объяснить не смог; возможно, просто дань русской моде 1960-х. Курорт родился на бумаге 28 декабря 1962 года. В этот день власти Морзина дали добро на застройку высокогорного плато, летом использовавшегося как пастбище, а зимой пустовавшего. Первые шаги были скромными: на Tete aux Boeufs установили креселку и бугель, в Pas du Lac разместился единственный ресторан... Но мало-помалу процесс пошел. В 1966 году под Рождество открылся отель Les Dromonds; были построены резиденции Sequoia, Araucarya, Thuya. «Я убедился, что все это нужно людям», - вспоминает Жан Вуарне. Основателю Авориа-за сейчас 72 года. После нескольких операций он больше не катается на лыжах, зимы проводит в Канаде, но летом приезжает в Морзин, где у него есть шале. Вторым человеком (и главным инвестором), сыгравшим огромную роль в развитии курорта, стал Жерар Бре-мон, основатель и президент группы Pierre & Vacanses, которой по сей день принадлежит львиная доля апартаментов Авориаза. Это он подобрал команду молодых талантливых архитекторов: Жак Лабро, Жан-Жак Орзони, Жан-Марк Рок, который в те годы был еще студентом. Вместе они сформулировали концепцию будущего курорта: никакого автомобильного движения, энергоснабжение - только из экологически чистых источников, все постройки должны быть вписаны в окружающий пейзаж... Чего не хватало Авориазу в начале 1970-х, так это хорошей рекламы, и тогда придумали ежегодно проводить здесь фестивали фантастического кино. Попадание было точным: немного нереальная атмосфера занесенной снегом высокогорной станции как нельзя лучше соответствовала стилистике этих картин. На первом фестивале в 1973 году Гран-при за «Дуэль» получил никому тогда не известный Стивен Спилберг. Дважды, в 1981-м за фильм «Человек-слон» и 1987-м за «Голубой бархат», высшей награды удостаивался Дэвид Линч. Премии из Авориаза увозили молодые Брайан Де Пальма, Джеймс Кэмерон («Терминатор»), Люк Бессон («Последняя битва»), Дэвид Кроненберг, Пауль Верховен и другие ныне обретшие мировую славу режиссеры. В 1990 году в номинации «Странные фильмы» победила «Жена керосинщика» нашего Александра Кайдановского... Жюри в разные годы возглавляли такие мастера, как Микеланджело Антонио-ни, Сидней Поллак, Роберт Де Ниро, Роман Полански, тот же Стивен Спилберг - фестиваль на горнолыжном курорте пользовался большим авторитетом и способствовал росту популярности Авориаза. Вместо улиц - трассы. Все машины остаются на большой парковке при въезде на курорт (открытая стоянка - 40 евро за неделю, крытая -76 евро). Дальше до своих апартаментов гости обычно добираются пешком, волоча вещи в пластиковых корытцах (прокат - 1 евро). Некоторые заказывают сани с запряженными в них лохматыми лошадками; такой трансфер стоит 4,50-13 евро в зависимости от расстояния плюс 2 евро за багаж. Горнолыжные трассы оплетают Авориаз со всех сторон. Они расположены над и под ним - северные и южные, восточные и западные. Главная проблема состоит в том, что на некоторых слишком многолюдно. Спуск подчас превращается в азартную игру: как проскочить между живыми «вешками», беспорядочно движущимися в разных направлениях, никого не задев и не обидев? Причем, играешь не только ты - кто-то играет и с тобой. Да вот хоть этот, в расстегнутой куртке, только что пронесшийся мимо, смешно размахивая палками... Для тех, кто делает на лыжах первые шаги, есть несколько «школьных» бугелей на пологом склоне в верхней части курорта. Катальщики со средней подготовкой предпочитают широкие, открытые трассы под креселками Choucas и Fornet. (Жаль, в плохую погоду согреться тут негде. У нижних станций канаток не ресторан, а крошечная хижина, сами же они без «крышек», защищающих от ветра. Этими элементарными устройствами в Порт-дю-Солей почему-то не оснащены даже новые подъемники.) Продвинутые бордеры отдыхают в парке Агаге; внизу для них имеется также Super-pipe длиной 120 ми высотой стен 6 м. Ежегодно в середине декабря здесь проводятся популярные соревнования Winter Kick Off с участием многих известных райдеров. Уместно будет вспомнить, что именно в Авориазе в 1989 году разыграли первый Кубок мира по сноуборду. Всего же в Порт-дю-Солей насчитывается 9 сноупарков, 3 больших халф-пайпа, 5 бордеркроссов. Наиболее интересные и сложные трассы расположены под Hauts Forts (2466): бугристый северный цирку 3-кре-селки Combe du Machon, идущая по гребню скоростная «черная» Arete des Intrets, крутой и узкий коридор под парнокреселкой Crot. А также трехкилометровый спуск off-piste, начинающийся на самом верху, под скалами (искатели приключений уходят далеко влево) и приводящий на дно ущелья Prodains. Это одна из так называемых Snowzone - специально выделенных в Авориазе склонов для любителей свободного внетрассового катания. «Зоны» патрулируются спасателями, как правило, не лавиноопасны, сложные места маркированы соответствующими знаками - но ратраки здесь не ходят и сохраняется естественный снежный покров. Верхняя точка над Авориазом, куда забрасывают канатки, - 2350 м. Внимание: это верхняя точка всего Порт-дю-Солей. Высоты тут, по французским меркам, прямо скажем, очень скромные: Валь То\'ранс в Трех Долинах, например, сам лежит на 2300 м, трассы в Тине или Ле Дез Альп стартуют с отметки 3,5 км... На некоторых курортах региона горнолыжный сезон в конце марта практически завершен: снега на нижних склонах уже нет. Авориаза, впрочем, это не касается. Есть два принципиальных направления движения: из Авориаза можно перебраться в Крозе и заняться исследованием швейцарской части Порт-дю-Солей, а можно, оставаясь на французской территории, отправиться в путешествие в Шатель, где 83 км подготовленных спусков и сорок с лишним подъемников. Если выберете второй вариант, надо по одной из недлинных лесных трасс скатиться в Lindarets (зона отдыха с несколькими, выстроившимися рядком ресторанами; снизу сюда доставляет 9-местная гондольная дорога) и, воспользовавшись 3-креселкой, подняться по противоположному склону. Трассы, находящиеся справа, приведут в Plain Dranse (1650): десяток тесно прижавшихся друг к другу шале (и столько же ресторанов), по самую крышу занесенных снегом, модерновая часовня с большим серым камнем вместо колокольни, на котором укреплен крест... Сильным лыжникам рекомендую расположенный слева широкий скоростной спуск Rhododendrons. Поднявшись из Pre-la-Joux (1310), следуйте в направлении Linga, все время вперед: трассы, которые останутся за спиной, никуда не денутся, вы проедете по ним на обратном пути. Приятный «красный» северный спуск, проложенный в неглубоком кулуаре, у верхней станции 10-местного кабинного подъемника сменяется не менее приятной спортивной «черной» трассой - бьюсь об заклад, вам не удастся пройти ее без остановки, на одном дыхании. Переезд на ski-bus из Виллапейрон в Шатель, если автобус подойдет сразу, занимает не более десяти минут. Долина изящно изгибается вокруг белой горы Mont de Grange (2432). Шатель, разлегшийся на противоположном склоне, на высоте 1200 м, часто называют самым швейцарским из французских курортов. В туристических справочниках он упоминается с конца XIX века благодаря нескольким имеющимся в долине термальным источникам. Но целебной силы «черной» и «красной» воды не хватило - санаторным курортом Шатель не стал. В 1946 году несколько энтузиастов решили построить подъемник в районе Бонне, через пару лет открыли горнолыжную школу. Говорят, эти спортивные начинания активно поддерживал местный приходской священник, аббат Милло, твердо веривший, что в здоровом теле -здоровый дух. Позже парижский предприниматель Пьер Бетейль финансирует строительство нескольких канаток на Morclan (1970) и большого четырехэтажного отеля прямо посреди склона: это место получает название Супер-Шатель. В конце 1960-х ставятся подъемники и прокладываются трассы на Linga, и вскоре Шатель становится частью большого горнолыжного региона. Кстати, именно здесь сегодня размещается штаб-квартира Association Internationale des Portes du Soleil. Склоны Супер-Шатель, куда поднимает 10-местная гондольная дорога, хороши для спокойного семейного катания. Профессионалам и отвязным бордерам нравятся необработанные спуски в диком цирке на северо-западной стороне Morclan. У Barbossine есть несколько хороших лесных трасс южной ориентации, и тоже очень мало народа. На Tete du Tronchet (1916) (кажется, это уже швейцарская территория), пройдя узким траверсом вдоль отвесного склона, выходим на верх крутой, жесткой и бугристой стенки под опорами 4-кресельного подъемника. «Не для женщин и не для детей» - предупреждают указатели, но сильным лыжникам ради этого спуска, безусловно, стоит сюда наведаться. Других «черных» трасс в секторе Торгона (1100) нет. К небольшой расположенной на склоне горнолыжной станции ведет широкая «красная» дорога, с которой открывается панорама долины Роны. Внизу лежит городок Эйгл, слева - Женевское озеро, укутанное одеялом облаков; поблескивает на солнце высокогорный ресторан над курортом Лейзен, правее можно разглядеть Виллар, за ним ледник Diablerets (3209)... Раз уж вы оказались в этом районе, не поленитесь подняться на длинном якорном бугеле и заглянуть на трассы Braitaz (1790), в долину Абонданс. Здесь несколько кресельных подъемников, интересный рельеф склонов - какие-то совсем новые территории, ждущие своего открытия. Вы наверняка пожалеете, что световой день так короток, и в очередной раз подумаете о том, какой же Порт-дю-Солей огромный: чтобы как следует его изучить, облазить все тупички и закоулки, мало и двух недель. Кстати, о времени. Если приехали издалека, допустим, из Морзина, в обратный путь надо отправляться не позднее 15.00. И то при условии, что хорошо знаете кратчайшую дорогу домой. Стоит хоть раз с нее сбиться, вы наверняка опоздаете на перекидные канатки, а возвращение на такси выльется в круглую сумму. И снова в Швейцарию. Поднимаемся на скоростной 4-креселке Mossettes и спускаемся к перевалу Portes du Soleil. Загадочное, однако, место: когда все вокруг затянуто облаками, тут обязательно просвечивает солнце. Не верите - приезжайте и убедитесь сами. На перевале установлен небольшой крест в память о гиде Анри Жекс-Колле, погибшем, выполняя свою работу, 21 января 1923 года. Налево - многокилометровая, возможно, самая длинная в регионе «синяя» трасса-траверс. Она тянется вдоль красивой пустынной долины, над которой возвышаются Chesery (2249) и Tete du Geant (2232), и в конце концов приводит в большой курортный поселок Моржэн (1350). В 1956 году, когда здесь построили бугельный подъемник на гору Corbeau (1991), появилась возможность спускаться на лыжах во Францию, в Шатель. Это была первая интернациональная «связка», прообраз будущего Порт-дю-Солей. Одна из достопримечательностей Моржэна - «Карильон Мира»: подвешенный на тонких стальных нитях, опоясанный фигурками земной шар и 23 колокола символизируют единство человечества. Композиция была установлена в центре курорта с благословения папы Иоанна Павла II. Ежедневно в полдень чарующая музыка колокольного перезвона, отражаясь от склонов, до краев заполняет долину. Из Моржэна, поднявшись на Foilleuse, можно по широким, открытым восточным трассам двинуться на юг, в сторону Шампуассан. Спуски простые, идеально подходящие для учебного катания, на них всегда много маленьких лыжников. Под 4-кресельным подъемником Aiguille des Champeys, правда, есть одна «черная» трасса, но те, кто устали или не уверены в своих силах, легко ее минуют, по обходным «синим» дорожкам. Деревушка Шампуассан (1580) - всего три десятка шале, к каждому можно подъехать на лыжах. Как и к необычной, прозрачной церкви. Одна из ее стен почти целиком, от пола до крыши, из стекла; другая, обращенная к скальной гряде Dents du Midi (3257), имеет стеклянный верх. У тех, кто находится внутри, перед глазами вместо настенной росписи - фантастической красоты альпийский пейзаж, постоянно меняющийся в зависимости от погоды и времени суток. Архитектор, придумавший такое решение наверное, альпинист, во всяком случае большой ценитель гор. Если с перевала Portes du Soleil свернуть направо, попадете в Крозе. Это самый высокогорный поселок на швейцарской стороне региона - 1660 м над уровнем моря. Живописно разбросанные по склонам двух-, трехэтажные шале, несколько отелей, четыре кресельные канатки, поднимающие в разных направлениях. Трассы в основном средней сложности, кроме тех, что с Mossettes: на них попадаются неожиданно резкие перепады. В марте 2004 года здесь проходил национальный чемпионат Швейцарии по горным лыжам. Для поклонников «доски» имеется отличный сноупарк с сильной музыкальной установкой, десятком трамплинов и «столов» и естественным халф-пайпом в каньоне у кре-селки Crosets. Для любителей кататься после ужина несколько трасс освещены дважды в неделю, по средам и пятницам, до десяти вечера. Самый популярный вне трассовый спуск расположен чуть в стороне от Крозе, под 4-кресельным подъемником Chavanette; из Авориаза добраться сюда можно, воспользовавшись 4-креселкой Choucas. Легендарная Фуникулер на Planachau за ним - Dents du Midi ($57) Шампери (1050) - самый крупный из швейцарских курортов Порт-дю-Солей Mur Suisse, «Швейцарская Стена» - сотни метров одних плотных бугров на крутом восточном склоне. Похожие места есть в Вербье, на Gr.Montets в Шамони, в австрийском Арлберге, у нас на Чегете. Чтобы пройти «Стену» из поворота в поворот на приличной скорости, кроме хорошей физической подготовки, надо обладать безупречной техникой - малейшая ошибка, и ты летишь вверх тормашками. Бесплатный спектакль для зрителей, собравшихся внизу, у маленькой хижины-буфета Chez Lise. Кроме торговли прохладительными напитками и горячим вином, «Лизе» стоило бы наладить у себя прокат театральных биноклей... Ежегодно в феврале на «Стене» стартует Derby Chavanette, в котором принимают участие как лыжники (в частности, поклонники теле марка), так и сноубордисты; длина маршрута 5 км при перепаде высот 1120 м, рекордное время 5,25 минут, спуститься быстрее никому пока не удавалось. Если Крозе продуманно организованная горнолыжная станция (подъемники, трассы, ничего больше), то лежащий в долине Vallee d\'llliez, на высоте 1050 м, Шампери - это именно курорт со своей историей и традициями гостеприимства. Самый крупный из швейцарских туристических центров, входящих в Порт-дю-Солей. Несколько хороших отелей и ресторанов, современный спортивный комплекс с крытым катком, бассейном, теннисными кортами. Первый отель, Hotel des Dents du Midi, был открыт здесь еще в 1857 году: гостей издавна привлекала красота долины у подножия величественного горного массива высотой 3257 м. В 1908 году в Шампери протянули железнодорожную ветку. (Информация для любителей экскурсий: до Монтре, Веве, Лозанны отсюда сегодня всего час-пол-тора езды.) В 1939 году был построен первый подъемник, в 1963-м - фуникулер на Planachaux (1800). Сейчас наверх за пять минут доставляет большой 125-местный вагон, а кабинка старой канатки оставлена на память у высокогорного отеля Plein Ciel **. Спуски по мягким южным склонам приносят эстетическое удовольствие, вид с Planachaux завораживающий: под ногами глубокое ущелье, напротив - белоснежная гряда Dents Blanches (2756). Одно плохо, вернуться в Шампери из зоны катания можно только на подъемнике: тут слишком круто, чтобы проложить трассы. Зато на лыжах можно спуститься в Grand Paradis. Признаться, впервые увидев этот указатель, я усмехнулся: так вот, оказывается, где находится Рай, а я-то думал... Но вся ирония куда-то испарилась уже по дороге вниз. Поверьте на слово, трудно представить себе место более красивое, более совершенное, чем эта светлая холмистая поляна с бегущей по ней речушкой в самом тупике долины, в окружении сияющих вершин. Тот, кто сказал, что это Paradis, просто называл вещи своими именами. В Морзине три десятка ресторанов - кроме тех, что находятся при отелях. Элегантная обстановка и отличная кухня в Chamade, который расположен в самом центре курорта, рядом с турофисом. Ресторан легко узнать по выставленным у входа большим раскрашенным деревянным скульптурам, их автор сам хозяин, шеф Тьери Торанс. Гурманы высоко ценят изысканную кухню La Taverne в отеле с «гастрономическим» названием Samoyede; тут лобстеры, фуа-гра, трюфели... Качественные рестораны в отелях Airelles и Dahu. Вкусная еда, но весьма высокие цены в La Grange. Фондю советуем заказывать в Cafe Chaud, а пиццу в Etale. Популярное место для apres-ski - шумный бар Crepuscule у подъемника на Pleney. Для более спокойного отдыха предпочтительнее Bounda Cafe, оформленное в восточном стиле. Приятно провести вечер можно в Dixie или Caverve. Два модных ночных клуба расположены в разных частях Морзина: L\'Opera в центре, Paradis du Laury\'s - внизу, на другом берегу реки. Между ними четверть часа ходьбы, в самый раз, чтобы немного проветриться. По размерам Ле-Же уступает Морзину, ресторанов тут поменьше -около двадцати. Обратите внимание на Schuss + и Tyrol (в обоих неплохо готовят пиццу и мясо-гриль), Taniere и Tourbillon. Не менее трех десятков ресторанов и полтора десятка баров насчитывается на окружающих курорт склонах. «Высокая» кухня и внимательное обслуживание в Les Dromonts. У знаменитого шефа Кристофа Лероя гастрономическая программа расписана по неделям на весь зимний сезон, с середины декабря до середины апреля. Ужин в Christophe Leroy обойдется как минимум в 70 евро с человека; в Table du Marche обстановка менее формальная и цены пониже: меню а-ля-карт - от 30 евро. В конце дня, после катания, народ, потягивая пиво или вино, загорает у бара Yeti, который находится в верхней части Авориаза. Популярны Fantastique и паб Tavaillon; живая музыка в La Place. Что касается ночной жизни, выбор не так разнообразен, как можно было бы ожидать: диско Festival, Pub Choucas (DJs и танцы с 21.00 до 4 утра) да бар в боулинге Studio 9, который работает до 3.00. В Шателе 18 ресторанов и 7 баров. La Grive Gourmande в отеле Fleur de Neige относится к haute cuisine. Радует постояльцев и гостей курорта ресторан отеля Macchi Устрицы и другие дары моря в Contrebandiers, в районе Vonnes. Отличная кухня с местными специалитетами в Table d\'Antonie; непременно стоит поужинать в Vieux Four (улитки, нежнейшие лапки лягушек) - оба заведения находятся в центре курорта. Уютная обстановка в Ripaille, расположенном у гондольного подъемника Linga; заказывайте здесь рыбу, а на десерт - знаменитый абондансский сыр. Подходящее место для apres-ski - бар Godille у нижней станции гондол на Super Chatel; для более основательных посиделок годится паб Avalanche (в английском стиле) или бар с русским названием Isba. В клубе Tunnel каждый вечер выступают группы и ди-джеи, развлекающие публику. Тем, кто собирается отдыхать в швейцарском Шампери, сообщаем, что на этом курорте около двадцати ресторанов. Попробовать блюда местной валийской кухни можно в Cantines des Rives и Nord. Вкусное мясо-гриль вам предложат в ресторане Le Gueullhi. Восточная кухня и богатый выбор вина и виски (около 150 сортов) в Cafe du Centre. Mitchell\'s не только хороший бар, но и недурной ресторан; то же относится и к Bar des Guides. Молодые гости курорта собираются в диско Crevasse и ночном клубе Farinet.
|