Главная » 2009 » Октябрь » 13 » Андорра – европейский сервис
19:08
Андорра – европейский сервис
Еще недавно катание в Андорре привлекало своей умопомрачительной дешевизной. Сервис был европейским, цены смешными: «Недельное проживание в отеле *** с полупансионом обойдется вам в январе в $180...». С приходом евро халява кончилась, однако наших в горнолыжном княжестве Пиренеев по-прежнему хоть пруд пруди.
Крохотные размеры Андорры (ее площадь всего 468 квадратных километров) хорошо ощутимы при движе­нии по горизонтали. Совсем другое дело «вертикаль­ное» измерение: тут 280 км подготовленных трасс в че­тырех горнолыжных районах. С подъемниками тоже все в порядке. Разве что по утрам в Энкампе образует­ся небольшой хвост на Funicamp, однако 24-местные кабины подходят так часто и в таком резвом темпе ле­тят наверх, до отметки 2500 м, что едва успеваешь при­кинуть предстоящий маршрут.
Путь, собственно, один - по просторному солнеч­ному склону к 4-креселке, вытягивающей на гребень под пиком Cubil (2820), откуда открывается вид на станцию Грау Руж, лежащую на высоте 2000 м над уровнем моря. Настроившемуся перекочевать в сосед­нюю Пас де ла Каса не стоит увлекаться «синими» трассами: они утащат в сторону, и придется на 6-кре-селке Pedres возвращаться в исходную точку. К тому же расположенные тут «красные» спуски серьезной разминки не требуют.
В Грау Руж два пути: «красный» Mirador и немного путаный «черный» Moreto. С утра, по холодку, да на мягких лыжах по второму лучше не гулять: разносит прилично. Тут хорошо в середине дня, когда отпустит, а если нет - на трассе образуются ледяные плеши. Но никто силком на «черные» спуски не гонит; Андорра тем и хороша, что тут всегда, как говорится, возможны варианты.
Вот один из них: через лягушатник - к нижней станции 6-кресельного подъемника, доставляющего под Pic Blanc. Отсюда во все стороны разбегается мно­жество трасс всех цветов и оттенков, которые и пред­ставляют собой лыжный стадион Пас де ла Каса (2100). Здесь всегда многолюдно, особенно по выход­ным, когда подтягиваются французы и испанцы - и покататься, и побездельничать в популярном пано­рамном ресторане у Coll Blanc (2600), именуемом в народе «шайбой». Неподалеку от злачного места есть неплохой сноупарк с халф-пайпом и прочими необхо­димыми для new school вывихами рельефа. На дне цирка - просторная учебная площадка.
С Пас де ла Каса, расположенного в 33 км от столи­цы княжества, и началась горнолыжная Андорра: пер­вый подъемник здесь был построен еще в 1957 году. Сегодня их тут три с лишним десятка с общей пропуск­ной способностью 47 ООО чел./час. Это тем более лако­мый кусок, что Пас де ла Каса и Грау Руж теперь побра­тались с соседними Сольдеу и Эль Тартером, образовав единый горнолыжный регион GrandValira площадью более полутора тысяч снежных гектаров. Собственно, объединились они уже в сезоне 1999/2000, однако об­щий skipass для 63 канаток и 192 км маркированных спусков появился только сейчас. Стоит он дороже всех прочих, но он того стоит.
Повернем лыжи вспять, оставим позади Грау Руж и, перевалив через хребет, поднимемся на шестимест­ной канатке на Collada de les Solanelles (2458). Вот мы и в секторе Сольдеу (1800). Спуск по «красной» трассе вполне комфортен, равно как и подъем к верхней точ­ке района - Tossal de la Llosada (2560). Здешние скло­ны - настоящий пляж. По одной из трасс, живописно вьющейся через лес, можно скатиться к самому Соль­деу, откуда подъемник Telecabina быстренько вернет вас обратно, чуть ниже Espiolets (2250). Это центр здешней курортной жизни: рестораны, снек-бары, солнечные террасы... Можно остаться загорать, а можно катить дальше, в направлении Эль Тартера. Народу тут поменьше, и трассы попросторней. Все они, как в воронку, стекаются к очередному пляжно­му пятачку Riba Escorxada (2100), за которым находит­ся очередной лягушатник, приятный уже тем, что его обслуживает не бугель, а креселка. С Tossal de la Llosada также можно по спокойной «синей» дорожке прогуляться в направлении Pic de la Portella (2465), «домашней» горы местечка Канильо (1500). Пас де ла Каса, Сольдеу, Эль Тартер - наиболее по­пулярные районы катания, но этим горнолыжная Ан­дорра не исчерпывается. На западе, в 15 км от столи­цы Андорра ла Велла, расположен очень живописный лыжный парк Пал - Аринсал (1450-2560). Здесь 27 подъемников, из которых 2 гондольных и 11 кресель­ных; общая протяженность трасс составляет 63 км. Много спусков проходит по лесу; они не слишком длинные, километр или чуть больше, однако перепад высот составляет около 1000 метров, что очень непло­хо. Немного в стороне от накатанных маршрутов, на северо-западе княжества, в 30 км от Андорра ла Велла, Кресельные подъемники на склонах Аринсала находится Ордино - Аркалис (1940-2640). Здесь всего 5 креселок и 8 бугелей, длина «официальных» спусков 26 км, но этот район интересен своими внетрассовыми возможностями.
Помнится, среди участников этапа Кубка Европы по фрирайду, проходившего в Терсколе, был один персонаж с радикально красного цвета всклокоченной шевелюрой - Диего Риера, известный в райдерской ту­совке под именем The King. Он любил вкручивать ка­кие-то байки, что, мол, в его родной Ордине можно «отжигать» по скалам и кулуарам ничуть не хуже, чем в чегетском северном цирке. Это никак не вязалось с нашими расхожими представлениями о пляжно-ку-рортной Андорре, «Кинга» дружески похлопывали по плечу: да ладно тебе, брат, пургу-то гнать... При бли­жайшем рассмотрении оказывается, что в горнолыж­ном княжестве действительно можно отыскать очень неплохой off-piste.
Когда мы возвращались с диких склонов Приэль-брусья, в нашей большой компании не было ни одно­го загипсованного. А когда летели из Андорры, хро­мых в самолете оказалось аж трое: двое с порванными связками и один с переломом. Другой вопрос, что ка­лечится народ в массе своей вовсе не на сложных «черных» спусках.
Парадокс в том, что идеально подготовленные, вы­лизанные ратраками трассы Андорры (взгляду заце­питься не за что: ни бугорка, ни ямки - бильярдный стол) провоцируют «отпустить» лыжи. На склонах много искусственного снега, который и сам по себе несет быстрее, а уж если закатан до состояния бетона... Прямой смысл попридержать коней. Куда там! Не­лишне также иметь в виду, что среди здешних каталь­щиков процентов двадцать впервые встали на лыжи. И очень много тех, кто катается второй сезон. Это народ «бывалый», а бывалого человека тянет на подвиги. Слоновьи негнущиеся ноги на ширине плеч, руки вразлет, и прет этот убойный тип по бетонному авто-бану... Уступите ему дорогу!
Еще одна опасность, подстерегающая в Андорре, состоит, как мне кажется, в следующем. При одном взгляде на полки местных винных лавок всякий нор­мальный человек просто теряет дар речи: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!..» Ви­ски и джин, коньяк и водка тут не дешевы, а очень де­шевы. Однако, начав серьезно выступать на этом сна­ряде, легко напрочь забыть дорогу к подъемнику. Филиал алкогольного рая на земле. И гастрономи­ческого тоже. Впрочем, о тонкостях каталонской кух­ни в другой раз. Хочется дать совет лыжнику, так ска­зать, стесненному в средствах. Заходишь в ближайший супермаркет, предположим, в Caves Manacor. Броса­ешь несколько растерянный взгляд на приветливого дядьку, стоящего у входа в винные ряды. Он в ответ немедленно нальет тебе стаканчик густой желтой жид­кости. Проверено: начинать лучше всего именно с яичного ликера местного производства, он изготовлен в Канильо и крепче немецких и австрийских аналогов. Затем можно приступать к прочим напиткам, выстав­ленным у дядьки на дегустационном столике. А потом держать путь в сторону бочек с дегустационным раз­ливным вином. Возле них на дощечках разложена де­густационная закуска, это очень поднимает настрое­ние. Значит, пора двигать в колбасный ряд, где на та­ких же дощечках выложено великое множество колбас и балыков разных форм и оттенков. Здесь дежурит приветливая мадам с тарелочкой: синьор попробует? О да, еще как попробует - не обижать же гостеприимных хозяев... После этого, уже на сытый желудок, есть смысл вернуться к привратному дядьке и деликатно так кашлянуть. Он тут же накатит тебе стакан горячего виски с медом. Тоже местный специалитет, божест­венный на вкус. Затем, соблюдая правила приличия (хоть и пошатываясь от выпитого), заходишь в пивной отдел, берешь пол-литровую банку Ventis и идешь к кассе. Платишь за нее 57 центов - и сыт, и пьян, и нос в табаке...
Однако вернемся к лыжам, вернее к лыжным авто­бусам. Забудьте о милых сердцу бесплатных альпий­ских ски-басах, беспрестанно снующих туда-сюда-об­ратно. В Андорре до канаток ходят, как правило, отельные челноки. Если вы проспали последний рейс от отеля (часов в десять утра), значит, у вас проблемы. Есть, конечно, рейсовые автобусы, но ходят они неча­сто, не всегда по расписанию и самое главное - в них нельзя входить в лыжных ботинках. Скажем, живете вы в каком-нибудь крохотном, вгрызшемся в скалы Рансоле, благодаря skipass GrandValira уехали на лыжах в ущелья Пас де ла Касы, а потом не успели до закрытия канаток вернуться обратно - все, привет вам горячий. Такси? Ну-ну. Если и удастся вызвать маши­ну, это вовсе не значит, что она придет. То есть прий­ти-то придет, но, возможно, часа этак через два: на всю многотысячную толпу отдыхающих в Андорре, ес­ли верить гиду, всего 79 таксомоторов. Знающие люди берут машину в аренду. Самый экономичный, класса A, Citroen Saxo - 240 евро за неделю.
Свои колеса избавляют от многих проблем. Если «безлошадному» туристу, расквартированному, на­пример, на крайнем востоке, в Пас де ла Каса, вдруг взбредет в голову покататься на крайнем севере, в Ар-калисе, это будет выглядеть примерно так. Ровно в 9.30 (ни минутой позже: следующую ходку автобус де­лает через два часа) он как штык должен быть на оста­новке рейсового № 4. Заплатить 4,5 евро за дорогу до Андорра ла Велла. Там пересесть в автобус № 6, кото­рый за 1 евро довезет до Ордино. А уже оттуда еще один, местный, автобус за 0,90 евро - до Аркалиса. С лыжами в руках да с ботинками в рюкзаке такой вояж впечатляет.
Впрочем, можно передвигаться налегке - уходить с горы, когда хочется, а не в 16.00, когда придет отель­ный челнок. Снаряжение в таком случае оставляют в ски-боксах на станциях канаток, что стоит около 10 евро в сутки. Дорого это или дешево, судите сами. Но вот на чем точно не надо экономить, так это на ме­стной страховке (3 евро в день), даже если у вас в кар­мане международный страховой полис. Покупая ски-пасс, обращаясь к кассирше, четко произнесите: «Сенгро пара сейс диас», то есть: «Страховку на шесть дней». Эта «сенгро», предусматривающая и страхова­ние гражданской ответственности, наносится кассо­вым компьютером на ваш skipass. Если такая отметка на нем имеется, спасслужба вас любит и в случае чего обслужит по высшему разряду. Если нет, тоже любит, но не настолько пылко: когда травма легкая, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
И последнее - варианты skipass. Нормальный ката­льщик с опытом часто выбирает так называемый уни­версальный пропуск. Стоит он по-божески и откры­вает доступ ко всем подъемникам во всех горнолыж­ных районах Андорры. Однако тут есть свои нюансы. Во-первых, рассчитан этот документ с отрывными та­лонами, на пять, а не на шесть дней. Во-вторых, еже­дневно в кассе вы меняете талоны на магнитную кар­точку, позволяющую кататься только в одной долине. Стартовали, допустим, в Эль Тартере, приехали в Пас де ла Каса - еще один талончик, будьте любезны... Так что лучше добавить тридцатку и взять действующий в обоих районах skipass GrandValira.
Категория: путеводитель по городам и странам | Просмотров: 445 | Добавил: i-huli | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: