Главная » 2009 » Октябрь » 13 » Андорра – европейский сервис
19:08 Андорра – европейский сервис | |
Еще недавно катание в Андорре привлекало своей умопомрачительной дешевизной. Сервис был европейским, цены смешными: «Недельное проживание в отеле *** с полупансионом обойдется вам в январе в $180...». С приходом евро халява кончилась, однако наших в горнолыжном княжестве Пиренеев по-прежнему хоть пруд пруди. Крохотные размеры Андорры (ее площадь всего 468 квадратных километров) хорошо ощутимы при движении по горизонтали. Совсем другое дело «вертикальное» измерение: тут 280 км подготовленных трасс в четырех горнолыжных районах. С подъемниками тоже все в порядке. Разве что по утрам в Энкампе образуется небольшой хвост на Funicamp, однако 24-местные кабины подходят так часто и в таком резвом темпе летят наверх, до отметки 2500 м, что едва успеваешь прикинуть предстоящий маршрут. Путь, собственно, один - по просторному солнечному склону к 4-креселке, вытягивающей на гребень под пиком Cubil (2820), откуда открывается вид на станцию Грау Руж, лежащую на высоте 2000 м над уровнем моря. Настроившемуся перекочевать в соседнюю Пас де ла Каса не стоит увлекаться «синими» трассами: они утащат в сторону, и придется на 6-кре-селке Pedres возвращаться в исходную точку. К тому же расположенные тут «красные» спуски серьезной разминки не требуют. В Грау Руж два пути: «красный» Mirador и немного путаный «черный» Moreto. С утра, по холодку, да на мягких лыжах по второму лучше не гулять: разносит прилично. Тут хорошо в середине дня, когда отпустит, а если нет - на трассе образуются ледяные плеши. Но никто силком на «черные» спуски не гонит; Андорра тем и хороша, что тут всегда, как говорится, возможны варианты. Вот один из них: через лягушатник - к нижней станции 6-кресельного подъемника, доставляющего под Pic Blanc. Отсюда во все стороны разбегается множество трасс всех цветов и оттенков, которые и представляют собой лыжный стадион Пас де ла Каса (2100). Здесь всегда многолюдно, особенно по выходным, когда подтягиваются французы и испанцы - и покататься, и побездельничать в популярном панорамном ресторане у Coll Blanc (2600), именуемом в народе «шайбой». Неподалеку от злачного места есть неплохой сноупарк с халф-пайпом и прочими необходимыми для new school вывихами рельефа. На дне цирка - просторная учебная площадка. С Пас де ла Каса, расположенного в 33 км от столицы княжества, и началась горнолыжная Андорра: первый подъемник здесь был построен еще в 1957 году. Сегодня их тут три с лишним десятка с общей пропускной способностью 47 ООО чел./час. Это тем более лакомый кусок, что Пас де ла Каса и Грау Руж теперь побратались с соседними Сольдеу и Эль Тартером, образовав единый горнолыжный регион GrandValira площадью более полутора тысяч снежных гектаров. Собственно, объединились они уже в сезоне 1999/2000, однако общий skipass для 63 канаток и 192 км маркированных спусков появился только сейчас. Стоит он дороже всех прочих, но он того стоит. Повернем лыжи вспять, оставим позади Грау Руж и, перевалив через хребет, поднимемся на шестиместной канатке на Collada de les Solanelles (2458). Вот мы и в секторе Сольдеу (1800). Спуск по «красной» трассе вполне комфортен, равно как и подъем к верхней точке района - Tossal de la Llosada (2560). Здешние склоны - настоящий пляж. По одной из трасс, живописно вьющейся через лес, можно скатиться к самому Сольдеу, откуда подъемник Telecabina быстренько вернет вас обратно, чуть ниже Espiolets (2250). Это центр здешней курортной жизни: рестораны, снек-бары, солнечные террасы... Можно остаться загорать, а можно катить дальше, в направлении Эль Тартера. Народу тут поменьше, и трассы попросторней. Все они, как в воронку, стекаются к очередному пляжному пятачку Riba Escorxada (2100), за которым находится очередной лягушатник, приятный уже тем, что его обслуживает не бугель, а креселка. С Tossal de la Llosada также можно по спокойной «синей» дорожке прогуляться в направлении Pic de la Portella (2465), «домашней» горы местечка Канильо (1500). Пас де ла Каса, Сольдеу, Эль Тартер - наиболее популярные районы катания, но этим горнолыжная Андорра не исчерпывается. На западе, в 15 км от столицы Андорра ла Велла, расположен очень живописный лыжный парк Пал - Аринсал (1450-2560). Здесь 27 подъемников, из которых 2 гондольных и 11 кресельных; общая протяженность трасс составляет 63 км. Много спусков проходит по лесу; они не слишком длинные, километр или чуть больше, однако перепад высот составляет около 1000 метров, что очень неплохо. Немного в стороне от накатанных маршрутов, на северо-западе княжества, в 30 км от Андорра ла Велла, Кресельные подъемники на склонах Аринсала находится Ордино - Аркалис (1940-2640). Здесь всего 5 креселок и 8 бугелей, длина «официальных» спусков 26 км, но этот район интересен своими внетрассовыми возможностями. Помнится, среди участников этапа Кубка Европы по фрирайду, проходившего в Терсколе, был один персонаж с радикально красного цвета всклокоченной шевелюрой - Диего Риера, известный в райдерской тусовке под именем The King. Он любил вкручивать какие-то байки, что, мол, в его родной Ордине можно «отжигать» по скалам и кулуарам ничуть не хуже, чем в чегетском северном цирке. Это никак не вязалось с нашими расхожими представлениями о пляжно-ку-рортной Андорре, «Кинга» дружески похлопывали по плечу: да ладно тебе, брат, пургу-то гнать... При ближайшем рассмотрении оказывается, что в горнолыжном княжестве действительно можно отыскать очень неплохой off-piste. Когда мы возвращались с диких склонов Приэль-брусья, в нашей большой компании не было ни одного загипсованного. А когда летели из Андорры, хромых в самолете оказалось аж трое: двое с порванными связками и один с переломом. Другой вопрос, что калечится народ в массе своей вовсе не на сложных «черных» спусках. Парадокс в том, что идеально подготовленные, вылизанные ратраками трассы Андорры (взгляду зацепиться не за что: ни бугорка, ни ямки - бильярдный стол) провоцируют «отпустить» лыжи. На склонах много искусственного снега, который и сам по себе несет быстрее, а уж если закатан до состояния бетона... Прямой смысл попридержать коней. Куда там! Нелишне также иметь в виду, что среди здешних катальщиков процентов двадцать впервые встали на лыжи. И очень много тех, кто катается второй сезон. Это народ «бывалый», а бывалого человека тянет на подвиги. Слоновьи негнущиеся ноги на ширине плеч, руки вразлет, и прет этот убойный тип по бетонному авто-бану... Уступите ему дорогу! Еще одна опасность, подстерегающая в Андорре, состоит, как мне кажется, в следующем. При одном взгляде на полки местных винных лавок всякий нормальный человек просто теряет дар речи: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!..» Виски и джин, коньяк и водка тут не дешевы, а очень дешевы. Однако, начав серьезно выступать на этом снаряде, легко напрочь забыть дорогу к подъемнику. Филиал алкогольного рая на земле. И гастрономического тоже. Впрочем, о тонкостях каталонской кухни в другой раз. Хочется дать совет лыжнику, так сказать, стесненному в средствах. Заходишь в ближайший супермаркет, предположим, в Caves Manacor. Бросаешь несколько растерянный взгляд на приветливого дядьку, стоящего у входа в винные ряды. Он в ответ немедленно нальет тебе стаканчик густой желтой жидкости. Проверено: начинать лучше всего именно с яичного ликера местного производства, он изготовлен в Канильо и крепче немецких и австрийских аналогов. Затем можно приступать к прочим напиткам, выставленным у дядьки на дегустационном столике. А потом держать путь в сторону бочек с дегустационным разливным вином. Возле них на дощечках разложена дегустационная закуска, это очень поднимает настроение. Значит, пора двигать в колбасный ряд, где на таких же дощечках выложено великое множество колбас и балыков разных форм и оттенков. Здесь дежурит приветливая мадам с тарелочкой: синьор попробует? О да, еще как попробует - не обижать же гостеприимных хозяев... После этого, уже на сытый желудок, есть смысл вернуться к привратному дядьке и деликатно так кашлянуть. Он тут же накатит тебе стакан горячего виски с медом. Тоже местный специалитет, божественный на вкус. Затем, соблюдая правила приличия (хоть и пошатываясь от выпитого), заходишь в пивной отдел, берешь пол-литровую банку Ventis и идешь к кассе. Платишь за нее 57 центов - и сыт, и пьян, и нос в табаке... Однако вернемся к лыжам, вернее к лыжным автобусам. Забудьте о милых сердцу бесплатных альпийских ски-басах, беспрестанно снующих туда-сюда-обратно. В Андорре до канаток ходят, как правило, отельные челноки. Если вы проспали последний рейс от отеля (часов в десять утра), значит, у вас проблемы. Есть, конечно, рейсовые автобусы, но ходят они нечасто, не всегда по расписанию и самое главное - в них нельзя входить в лыжных ботинках. Скажем, живете вы в каком-нибудь крохотном, вгрызшемся в скалы Рансоле, благодаря skipass GrandValira уехали на лыжах в ущелья Пас де ла Касы, а потом не успели до закрытия канаток вернуться обратно - все, привет вам горячий. Такси? Ну-ну. Если и удастся вызвать машину, это вовсе не значит, что она придет. То есть прийти-то придет, но, возможно, часа этак через два: на всю многотысячную толпу отдыхающих в Андорре, если верить гиду, всего 79 таксомоторов. Знающие люди берут машину в аренду. Самый экономичный, класса A, Citroen Saxo - 240 евро за неделю. Свои колеса избавляют от многих проблем. Если «безлошадному» туристу, расквартированному, например, на крайнем востоке, в Пас де ла Каса, вдруг взбредет в голову покататься на крайнем севере, в Ар-калисе, это будет выглядеть примерно так. Ровно в 9.30 (ни минутой позже: следующую ходку автобус делает через два часа) он как штык должен быть на остановке рейсового № 4. Заплатить 4,5 евро за дорогу до Андорра ла Велла. Там пересесть в автобус № 6, который за 1 евро довезет до Ордино. А уже оттуда еще один, местный, автобус за 0,90 евро - до Аркалиса. С лыжами в руках да с ботинками в рюкзаке такой вояж впечатляет. Впрочем, можно передвигаться налегке - уходить с горы, когда хочется, а не в 16.00, когда придет отельный челнок. Снаряжение в таком случае оставляют в ски-боксах на станциях канаток, что стоит около 10 евро в сутки. Дорого это или дешево, судите сами. Но вот на чем точно не надо экономить, так это на местной страховке (3 евро в день), даже если у вас в кармане международный страховой полис. Покупая ски-пасс, обращаясь к кассирше, четко произнесите: «Сенгро пара сейс диас», то есть: «Страховку на шесть дней». Эта «сенгро», предусматривающая и страхование гражданской ответственности, наносится кассовым компьютером на ваш skipass. Если такая отметка на нем имеется, спасслужба вас любит и в случае чего обслужит по высшему разряду. Если нет, тоже любит, но не настолько пылко: когда травма легкая, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. И последнее - варианты skipass. Нормальный катальщик с опытом часто выбирает так называемый универсальный пропуск. Стоит он по-божески и открывает доступ ко всем подъемникам во всех горнолыжных районах Андорры. Однако тут есть свои нюансы. Во-первых, рассчитан этот документ с отрывными талонами, на пять, а не на шесть дней. Во-вторых, ежедневно в кассе вы меняете талоны на магнитную карточку, позволяющую кататься только в одной долине. Стартовали, допустим, в Эль Тартере, приехали в Пас де ла Каса - еще один талончик, будьте любезны... Так что лучше добавить тридцатку и взять действующий в обоих районах skipass GrandValira. | |
|
Всего комментариев: 0 | |